В начале XXI века появились ножи, стилизованные (маскируемые) под пряжку. При этом нужно различать «нож, сделанные в виде вставки в пряжку» («нож-пряжку») и «пряжку, сделанную в виде ножен для ножа» («пряжку-нож»). Первые являются холодным оружием, вторые — частью декора, своеобразным «гаджетом» или «фенечкой» типа «зажима для купюр в виде ножа». Провести чёткую границу между «ножами-пряжками» и «прямыми-ножами» нельзя, единственный способ это сделать — посмотреть, как в вашей стране квалифицируется, что является холодным оружием, а что не является.
Наиболее известной — и первой в интернете — фирмой, торгующими этими изделиями (которые позиционируются именно как ножи, а не как пряжки), стала американская «Belt Buckle Knife» (belt — пояс, buckle — пряжка, knife — нож) (
www.belt-buckle-knife.com). Изначально бизнес шёл ни шатко ни валко, пока в мае 2002 года американский байкер, разработчик и изготовитель этих ножей Грег Гиллеспай (Greg Gillespie) где-то на задворках своего гаража снял на любительскую камеру 41-секундный ролик, в котором показал, как быстро может вытаскиваться нож из пряжки, причём большую часть времени Грег Гиллеспай просто рассказывал, а в это время где-то за кадром взлаивала собака. Особенность ножа — что даже стоящему рядом не сразу понятно, откуда взялся нож и как его удаётся открыть. Как это иногда бывает в бизнесе, по непонятной причине видеоролик стал «вирусным», то есть получил молниеносное массовое распространение в интернете:
— пользователи пересылали его друг дружке, делились впечатлениями;
— ссылка на него 15 ноября 2004 года появилась на популярном ресурсе «Нечто ужасное» — «Something Awful»
www.somethingawful.com (
www.somethingawful.com/d/awful-links/awful-link-2490.php), откуда приходило около 10 тыс. посетителей в день;
— прошёл репортаж в телешоу «Хранители экрана» («Скринсейверы», «The Screen Savers», программа выходила в 1998—2005 годах на телеканале «TechTV», который в 2004 году трансформировался в молодёжный телеканал «G4»
www.g4tv.com), ссылка на сайт была размещена на интернет-страничке телешоу и висела там почти 2 года — до 2006-го;
— появилась статья в журнале для метросексуалов «Cargo» (переводится не как «Груз», не то как «Контробанда»). Метросексуал, согласно русской Википедии, это противоположность мачо, изящный мужчина, т. е. «имеющий ярко выраженный эстетический вкус и тратящий подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни». Журнал был создан в 2004 году, но вскоре, в 2006 году, закрыт, тем не менее, отклик на статью в нём был огромным — больше, чем от репортажа в телешоу «Хранители экрана». Примечательно, что реклама на целевую аудиторию — пользователей ножами в специализированных бумажных изданиях, посвящённых режущим инструментам, почти не дала никакого эффекта;
— полиция отреагировала на это ожидаемо и здраво: в ведомственных СМИ прошла информация, предупреждающая служителей закона о возможном появлении у неформалов «нового вида оружия», и предупреждала полицейских, чтобы они всегда имели в виду подобное место хранения быстро извлекаемого ножа и были на чеку. К большому удивлению фирмы «Belt Buckle Knife», после этого основными покупателями их продукции стали не байкеры, которые изначально рассматривались как целевая аудитория для этой продукции, а полицейские.
Грег Гиллеспай вовсе не позиционировал свои ножи как только «для самозащиты от человека», а видел в них много других полезных применений, когда нож может понадобиться срочно — например, на рыбалке, когда человек стоит в бурном потоке и ему срочно нужно разрезать сеть. Кроме этого, Грег показал себя как социально ответственный человек: во-первых, он не продавал свои изделия неуравновешенным личностям, а во-вторых, проводил для своих покупателей однодневный «мастер-класс», обучая приёмам, которые могут понадобиться для самозащиты.
Тем не менее, ролик Грега Гиллеспая вскоре признали пропагандирующим насилие и запретили — по крайней мере, с официального сайта фирмы «Belt Buckle Knife»
www.belt-buckle-knife.com его были вынуждены убрать, но и по прошествии 6 лет интерес к нему не ослабевает, и пользователи интернета пересылают его друг дружку размещают его на бесплатных видео-сервисах типа «Youtube.com».
Вследствие то ли каких-то разногласий с «Belt Buckle Knife», то ли просто решив монетизировать свою неожиданную популярность в доллары, Грег Гиллеспай со своей женой Пэтти (Patty) отпочковались от «Belt Buckle Knife» и создали свою семейную фирмочку «Лучшая пряжка» («Buckle Head») со слоганом, придуманным Грегом Гиллеспаем, — «Самый быстрый нож в мире!» («The world's fastest knife!»). Хотя этого нет в явной форме, но слоган, очевидно, апеллирует к образу ковбоя, который в мгновение ока может выхватить своё оружие — тогда у ковбоя это был пистолет, у байкера этим оружием стал нож. На официальном сайте «Лучшей пряжки»
www.bucklehead.com размещён ролик, который длится уже 5 минут 9 секунд — в нём Грег Гиллеспай более обстоятельно рассказывает о ноже на фоне отличного байкерского мотоцикла.
По инерции большинство людей до сих пор ассоциирую Грега Гиллеспая именно с ножами от «Belt Buckle Knife» (вернее, считают ножи от «Belt Buckle Knife» ножами Грега Гиллеспая), когда как «ножи от Грега Гиллеспая», т. е. штучные, авторские, сделанные им, продаются только его фирмой «Buckle Head», а «Belt Buckle Knife» производит ножи, выпущенные чуть ли промышленным способом и совершенно других моделей. Кроме английского, интернет-магазин Грега Гиллеспая работает ещё на 8-ми языках: испанском, итальянском, китайском, корейском, немецком, португальском, французском, японском.